Главная » Статьи » Советы педагога и психолога

Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о ЗОЖ

Инструктор по физической культуре

МБДОУ№ 72 «Берёзка»

Кондратьева Светлана Григорьевна.

 

Роль семьи и общества в формировании у ребёнка представлений о ЗОЖ

 

За последние десятилетия состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок,   но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей. На его формирование оказывают влияние многие факторы, но особое место занимают семейные. Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит семья. Именно семья является самым мощным средством в формировании образа жизни и здоровья ребенка. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботится о его физическом и психическом развитии.

 

Почему сегодня так остро стоит вопрос о создании полноценной,

здоровой семьи? Потому что только такая семья может стать национальным

достоянием общества. А для этого необходимо формироватьздоровый образ жизни и, прежде всего это следует начинать с самого рождения ребёнка.

 

Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

 

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

• Во-первых, соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что его надо неукоснительно соблюдать. Именно семья организует соблюдение режима ребёнком.Это позволяет сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

• Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

• В-третьих, это культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

• В-четвертых, это гимнастика, физические занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую развивают бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни.

 

 Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ему основные знания, умения и навыки:

- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

 

Внутренняя картина здоровья- система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а так же знание и понимание методов его поддержания и формирования (Ю.Б.Некрасова).

 

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером.Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

 

Родителям необходимо знать полезные советы на каждый день:

– Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

– Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

– Делайте вместе с ребенком утреннюю гимнастику.

– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

– Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

– Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

 

Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети!

 

 

 

 

Литература:

 

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья СПБ., 2006.

Иванова Т.Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. М., 2012

Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. М., 2009

Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. СПб., 2015

Категория: Советы педагога и психолога | Добавил: Татьяна (29.11.2018)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]