На что
обратить внимание в развитии речи дошкольника:
- Состояние звукопроизношения.
- Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки
- Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка
подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного
звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове,
умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение
различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы
-Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на
словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование
(желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
-Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок
умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
-Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее
трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни
недели, качества предметов, родственные связи.
-Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на
умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять
рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
-Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка,
мозаика, аппликационные работы).
-Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в
различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных
положениях.
-Неврологический статус (определяют специалисты)
-Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать,
запоминать и выполнять инструкции).
-Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах,
развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
-Мотивация (наличие желания учиться,
узнавать новое).
-Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение
элементарных задач).
-Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов,
предметов).
-Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели
на группы», выделение лишнего с объяснением).
-Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Если ребенок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое,
ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
|