Главная » Статьи » Консультация логопеда

Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения

                                                                                                                                                              

     ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ  

          Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Звуки произносятся в фазе выдоха. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

      Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:        

       «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

  «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».        

       «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

  «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

  «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

       Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

       «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

  «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

  «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

·       Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.     

       Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед  губы, образующие посередине круглое «окошечко».

  Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика.

  Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.

       Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

  Задувание свечи.

       Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

  Пускание мыльных пузырей.

       Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

  Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»

  Сильно дуть на воду до образования брызг.

  Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

        Дутье-катание по желобку легких шариков.

·       Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

       «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя  сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

  Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

     Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

·       Дутье на язык.

       Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

  Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

  Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

  «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык. В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

      Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

  Лучше   выполнять   упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

  Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

  Следить за точностью направления воздушной струи.

  Кратковременность   упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

  Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

  Нельзя надувать щеки.

  Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

  На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

  Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

  Упражнения могут выполняться под счет.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

       Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка    удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

  «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

  Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий

      Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.

• Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

     • Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

 

 

 

 
Категория: Консультация логопеда | Добавил: Воспитатель (15.04.2011)
Просмотров: 5052 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]