Главная » Статьи » Консультация логопеда

Формирование грамматически правильной речи

В дошкольный период жизни ребёнка очень важно обратить вни -

мание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии – нарушению письма.

   Родители и воспитатели должны следить за речью детей, за пра -

вильностью её фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

   Предложенные ниже задания по словоизменению и словообразо-

ванию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, накопление и уточнение пассивного и активного словаря, активизацию и совершенствова - ние речевых навыков и развитие связной речи.

·       Один – много.

 Огурец - …(огурцы)                         Тыква - …(тыквы)  и т. д.

 Яблоко - …(яблоки)                         Ананас - …(ананасы) и т. д.

 Чашка - …(чашки)                            Кастрюля -…(кастрюли) и т.д.

 Куртка - …(куртки)                          Шарф - …(шарфы) и т. д.

 Белка -…(белки)                                Ёж -…(ежи) и т. д.

 Кошка -…(кошки)                             Корова -…(коровы) и т. д.

 Воробей -…(воробьи)                       Синица -…(синицы) и т. д.

 Продавец -…(продавцы)                  Учитель -…(учителя) и т. д.

·       Измени по образцу.

Растёт - растут                                  Сажает -…(сажают)

Зреет -…(зреют)                               Окучивает -…(окучивают)

Спеет -…(спеют)                              Поливает -…(поливают) и т.д.

Учит -…(учат)                                  Пишет -…(пишут)

 Рисует -…(рисуют)                         Читает -…(читают) и т. д.

·       Измени слова, отвечая на вопросы.

    Что делал?                                  Что делала?                    Что делали?

Сажают -…(сажал)                 …(сажала)                 …(сажали)

Рыхлят -…(рыхлил)               …(рыхлила)               …(рыхлили)

Собирают -…(собирал)         …(собирала)              …(собирали)

Лепят -…(лепил)                    …(лепила)                 …(лепили)

Играют -…(играл)                 …(играла)                   …(играли)

 

·       Назови ласково.

   Яблоко -…(яблочко)                             Лимон -…(лимончик) и т. д.

Огурец -…(огурчик)                              Репа -…(репка) и т. д.

Шкаф -…(шкафчик)                              Стул -…(стульчик) и т. д.

Молоко -…(молочко)                            Масло -…(маслице) и т. д.

Овца -…(овечка)                                    Баран -…(барашек) и т. д.

·       Скажи,  какой?

Апельсин (какой?) -…(оранжевый, сочный, круглый, спелый, …)

Вишня (какая?) -…(спелая, сладкая, маленькая, красная,…)

Яблоко (какое?) -…

Помидор (какой?) -…

Лук (какой?) -…                                               и т. д.

·       Как называется сок?

Из груш -…(грушевый)                       Из малины -…

Из абрикосов -…                                  Из слив -…             и т. д.

·       Весёлый счёт.

Счёт предметов до 10 и обратно.

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек, шесть чашек, семь чашек, восемь чашек, …

Десять вилок, девять вилок, восемь вилок, …

Один мандарин, два мандарина, …

Десять волков, девять волков, восемь волков, …   и т. д.

*   Чей?   Чья?  Чьи?

Чей  хвост?                     Чья голова?                      Чьи уши?

У зайца -…(заячий)          …(заячья)                        …(заячьи)

У волка -…                                                             

У медведя -…                                                               и т. д.

*  Что  сделали?

      Накрывает -…(накрыл)                  Читает - …

      Моет - …                                          Рисует - …

      Чистит - …                                       Танцует - …        и т. д.

·       Скажи  наоборот.

Ушёл - …(пришёл)                       Зашёл - …(вышел)

Отошел - …(подошёл)                  Уехал - …(приехал)    и т. д.

В  ящик - …(из ящика)                 На столе - …(под столом)

За дерево - …(из-за дерева)         К дому - …(от дома)   и т. д.

Тонкий - …(толстый)                   Холодный - …(горячий)

Сильный - …(слабый)                  Высокий - …(низкий)   и т. д.

·       Измени слова, ответив на вопросы.

Что?  -  зима                                 снег                              мороз

Нет чего?  - …(зимы)              …(снега)                     …(мороза)

Рад чему? - …(зиме)               …(снегу)                     …(морозу)

Вижу что? - …(зиму)              …(снег)                       …(мороз)

Доволен чем? - …(зимой)      …(снегом)                   …(морозом)

Говорю о чём? - …(о зиме)    …(о снеге)                  …(о морозе)

·       Исправь  ошибку.

Большой книга - … (большая книга).

Маленькая рассказ - …(маленький рассказ).

Яркий картинка -…(яркая картинка).                    И т. д.

·       Измени по образцу.

Скажу -  подскажу                                   Ставлю - …(поставлю)

Мету - …(подмету)                                  Мешаю - …(помешаю)

Несу - …(поднесу)                                   Кладу - …(положу)  и т. д.

·       Назови детёнышей домашних животных.

У коровы – телёнок – телёночек – телята

У козы - …(козлёнок) - …(козлёночек) - …(козлята)

У лошади - … - …. - …

У свиньи - …                       и т. д.

   *   Измени по образцу.

Близкий – близко                                     Далёкий -…(далеко)

Ловкий - …(ловко)                                  Тихий - …(тихо)   и т. д.

   *   Сильно - сильнее                          Холодно - …(холоднее)

        Морозно - …(морознее)               Бело - …(белее)   и т. д.

   *     Сильный – сильнейший               Красивый - …(красивейший)

          Быстрый - …(быстрейший)        Тёплый - …(теплейший) и т.д.

   *  Молоко -  (молоковоз)                 Пыль сосёт -  (пылесос)

       Мука - …(муковоз)                      Снег падает - …(снегопад)

       Лес - …                                          Звёзды падают - …

       Бензин - …                                    Листья падают -…  

       Цемент -…                                     Сам летит - …   

    Вода - …                                         сам катит - …   и т. д.

·       Спрягай в настоящем времени фразы.

Например:  Срывать красные помидоры.

Я …(срываю красные помидоры)            Мы …

Ты …                                                           Вы …

Он …                                                           Они …

     (Разводить рыбок в аквариуме)    и  т. д.
Категория: Консультация логопеда | Добавил: Татьяна (26.03.2013)
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]