Главная » Статьи » Консультация логопеда

Влияние общения на развитие речи ребёнка в первые годы жизни.
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. 

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.  
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребенок в возрасте приблизительно трех лет. Если соответствует, то он хорошо развивается и со временем будет хорошо говорить.
•    Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим предметам;
•    у него хорошая координация движений;
•    он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;
•    у него хорошая осанка и чувство равновесия;
•    он может и любит делать разные ритмичные движения;
•    он может опознавать многие предметы на ощупь:
•    знает разницу между "горячо", "холодно", "тепло";
•    понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
•    может подобрать разные вещи по сходству;
•    у него сформировалась координация "глаз—рука":
•    ему знакомы такие понятия: длинный — короткий, маленький — большой, высокий — низкий, широкий — узкий, вверху — внизу, твердый — мягкий;
•    он различает запахи, узнает различные звуки.
Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием. Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом.
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и про¬сто, чтобы поддержать приятный разговор. Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице "светский разговор" с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своем уровне пообщаться с другим людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре. Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и  узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение  активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. 

Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно, развивается его активный словарный запас.

Категория: Консультация логопеда | Добавил: СветулЯ (03.04.2009) | Автор: Гарифуллина Н.В., логопед
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]